Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 185035, г. Петрозаводск, ул. Петербургская, д. 2, каб. 34 (ранее ул. Энгельса, д. 4)
  • +7 (8142) 76-01-20
  • office@deti-karelia.ru

Новости

Как может отразиться коронавирус на нашей психике

Как может отразиться коронавирус на нашей психике Как может отразиться коронавирус на нашей психике

5 Июля 2021 11:07

Количество просмотров: 409

Постковидный синдром – новое состояние, внесенное в медицинские справочники

Психолог рассказывает, какие симптомы говорят о наличии постковидного синдрома, как с ним быть, и чему может привести отсутствие внимания к своему психологическому здоровью.

Мы уже рассказывали о том, чем опасны для нас последствия коронавируса – тогда консультацию нашим читателям давал врач-инфекционист. Но если человек стал жертвой постковидного синдрома, ему с большой вероятностью понадобится помощь психиатра, а также психолога. Вирус наносит удар и по нашей психике, что грозит не меньшими последствиями. Какими – рассказывает психолог Екатерина Сараева.

По словам специалиста, постковидный синдром – ПКС – сейчас изучается во многих странах. На английском языке его называют «Long-COVID» («длительный ковид»). Его психологические симптомы довольно характерны. Прежде всего, это состояние напряжения как физического, так и психологического.

Очень часто звучат жалобы на чувство повышенной тревоги и страха: кто-то боится за себя, кто-то – за родственников, кто-то - чего-то вообще не связанного с коронавирусом. Сейчас, когда нас «накрыла» третья волна эпидемии, среди клиентов Екатерины очень много людей, которых беспокоит их изменившееся самочувствие, распространена боязнь повторного заражения. Надо отметить, что все это свойственно и медицинским работникам.

Впрочем, иногда человек сам не понимает, за что он беспокоится, с чем связана тревога и напряжение, которые его мучают и, главное, откуда все это взялось. Это, кстати, довольно легко объяснимо. На наших глазах происходит нечто взаимоисключающее. С одной стороны, люди живут обычной жизнью, ходят в гости, ездят в отпуск и участвуют в шоу «Алые паруса» - с маской в кармане. С другой – вокруг умирают знакомые нам, еще не старые люди.

Играет свою роль и постоянно меняющаяся, зачастую противоречивая информация о вирусе. Сегодня говорят и пишут одно, а уже завтра – нечто совершенно противоположное. В этой ситуации человек просто теряется, может появиться ощущение собственной беспомощности. Такие противоречивые и взаимоисключающие информационные вбросы приводят только к одному - росту страха и паники, что еще больше напрягает и истощает не только ковидных пациентов, а вообще всех людей. Некоторые пытаются относиться к ситуации с юмором. Это, конечно, лучше, чем паниковать, но помогает ненадолго.

Происходящее может вызывать у человека некий когнитивный диссонанс – и мозг пытается сопротивляться, рождая чувство необъяснимой тревоги. Человек понимает, что с ним происходит что-то нехорошее, но что – объяснить не может. Зачастую роль психолога сводится как раз к этому: помочь выявить суть проблемы, перевести эмоциональное в рациональное. Когда пациент понимает причину своей тревоги, она снижается. Недаром говорят, что больше всего мы боимся неизвестности.

Помимо душевного дискомфорта симптомы могут быть и соматическими, то есть телесными. Головные боли, бессонница, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, внезапное ощущение духоты – иногда такое состояние очень похоже на паническую атаку. Если это становится регулярным, то может привести к очень неприятным последствиям.

У пациентов часто звучит формулировка «туман в голове». Многие жалуются на нарушение внимания, отказ снижение памяти, когда забываются название самых простых предметов. Это, кстати, очень характерно для постковидных пациентов. Иногда ПКС проявляется в неспособности сосредоточиться, быстрой истощаемости, а иногда в повышенной раздражительности и даже в агрессивности.

Важно, что это распространяется и на подростков: они тоже испытывают тревогу. Хотя, казалось бы, младшее поколение вообще не задумывается об эпидемии, на деле это не так. В их среде модно не бояться вируса, но им тоже требуется помощь. И не всегда ее способны оказать родители. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Теперь главный вопрос: излечим ли постковидный синдром? Однозначного ответа психолог не дает, потому что это сейчас как раз и выясняется. Состояние новое, и методы помощи людям с ПКС только вырабатываются. Говорить же о результатах пока рано.

Но то, что эффект от помощи специалистов есть, уже понятно. Причем это не только результат работы психолога: в некоторых случаях пациенту может понадобиться психиатр или психотерапевт. Поэтому если человек заметил у себя какие-то новые симптомы, или заметно усилились уже имеющиеся – стоит обратиться к врачу. Начать можно с обычного терапевта, который направит к специалисту. Минздрав России готовит нормативную базу по диспансеризации перенесших ковид пациентов, и это очень хорошо.

Параллельно можно обратиться к психологу.

- Мы собираем анамнез, работаем с нездоровыми установками – с тем же когнитивным диссонансом (разъясняем происходящие), - объясняет Екатерина Сараева - Рассказываем о постковидном синдроме, говорим о терпении и времени, которое нужно, чтобы организм восстановился, рекомендуем быть более снисходительными с близкими, с детьми и самими собой.

Важно понимать, что новый синдром – очень серьезная вещь, он может продолжаться, по данным медицинских публикаций, до 6 месяцев. Не стоит пускать его на самотек и лечиться народными методами.

- Например, среди нас очень распространено убеждение, что от всего помогает постоянная занятость, - говорит психолог. - Уйти с головой в работу, посвятить все время сбору информации о коронавирусе и способах борьбы с ним, изнурять себя здоровым образом жизни – считается, что все это поможет избавиться от дурных мыслей. Но все наоборот: эту дополнительную нагрузку мы «вешаем» на организм, и без того истощенный.

Важно снизить информационную нагрузку. По возможности выйти из некоторых групп и бесед в соцсетях, отключить уведомления, меньше писать о себе, не участвовать в обсуждениях и не оставлять комментарии.

Надо давать отдыхать организму и психике, особенно теперь, особенно после болезни. Среди коллег Екатерины Сараевой выработано такое понятие – снисхождение. Надо быть более снисходительным к себе. Мы все слишком напряжены. И если сейчас нельзя расслабляться в повседневной жизни, с ее масками и социальным дистанцированием, то наедине с собой можно делать себе поблажки.

И не забывать о снисхождении к другим, особенно близким людям, к коллегам, подчиненным.

Автор: МАКСИМ БЕРШТЕЙН

Источник: https://karel.mk.ru/