24 Июня 2021 11:06
Количество просмотров: 487
Как теперь выясняется, в Карелии нет специализированной организации, способной оказать комплексную психологическую помощь детям и семьям с детьми, оказавшимся в кризисной ситуации.
Сама идея не нова: необходимость создания подобной службы еще три года назад обсуждали детский омбудсмен Геннадий Сараев и председатель Карельского Союза защиты детей Олег Юнилайнен. Оба работали над проектом такой услуги, каждый по своему направлению. По наблюдениям специалистов, в республике до сих пор нет единого центра, где могут оказать именно экстренную – здесь и сейчас - психологическую помощь как самим несовершеннолетним, так и их близким. Есть служба при МЧС, но она работает только при чрезвычайных ситуациях, которых, к счастью, в регионе случается не так много.
- На основе опыта мы убедились, что в системе Уполномоченного по правам ребенка должна быть внештатная структура, работающая на решение проблемы обратившегося клиента или клиентов, - объясняет Олег Юнилайнен, врач и конфликтолог. - Не на констатацию проблемы и судорожный поиск того, кто ею займется, а именно на быстрое решение, используя четкий алгоритм анализа, диспетчеризации и конкретной помощи. При этом не исключено, что к одному случаю необходимо подключать различных специалистов команды - юриста, психолога, конфликтолога-медиатора.
Идею неоднократно прорабатывали в офисе карельского детского омбудсмена совместно с социальными партнёрами, поскольку сами столкнулись необходимостью перемен. Парадоксально, но в нашей республике дети и семьи с детьми не входят в перечень категорий граждан, которым государство готово помочь в случае внезапного, как говорят психологи – ненормативного кризиса. То есть такого, который нельзя предусмотреть: насилие в отношении несовершеннолетнего, столкновение ребенка с законом, конфликтный развод родителей, судебные тяжбы с участием детей, трагедия с близким человеком… Есть и другие случаи, в которых ребенок и его родители нуждаются в срочной квалифицированной помощи. Инвалидам, психически больным, людям с зависимостью такая услуга доступна, а детям и родителям – нет.
Чтобы создать подобный Центр, требуются не только специалисты – в Карелии они есть, и обладают высокой квалификацией, хотя и им требуется пройти обучение. Но этого мало: нужно не только обладать необходимыми знаниями, но и уметь их применять. Кроме того, нужно знать, в каких случаях эти навыки потребуются, то есть иметь профессионально разработанные регламенты и инструкции. Ну и, конечно, необходима материальная база: кабинеты, инвентарь, бюджет.
Этого в регионе, к сожалению, пока нет. Есть разрозненные специалисты, работающие в разных организациях, и привлекаемые, что называется, стихийно.
- У нас в городе есть несколько организаций, специалисты которых оказывают кризисную помощь, что называется, в нерабочее время, - поясняет Геннадий Сараев. – Проблема в том, что они владеют одной-двумя методиками, которые вовсе не универсальны и далеко не всегда применимы. Есть еще школьные психологи, но из них, по моей информации, подготовку по оказанию кризисной помощи прошли только 5 человек. Это на всю республику, на 120 тысяч детей!
Заговорить о проблеме в полный голос заставил несчастный случай в Петрозаводске: трое 15-летних подростков утонули, купаясь в Онежском озере. Понятно, что последствия трагедии пришлось переживать родственникам ребят, их друзьям и одноклассникам, и всем им требовалась помощь психолога. Как нам удалось выяснить, работать со всеми этими людьми пришлось единственному специалисту. И тут встает вопрос не только о сверхчеловеческой нагрузке на психолога, но и о качестве оказываемой в таких условиях помощи.
Изучив проблему, специалисты пришли к решению: требуется создать и апробировать модель Службы экстренной помощи детям и семьям с детьми. Разработать необходимые нормативные документы, подготовить специалистов, провести необходимую информационную кампанию, и на практике протестировать эту модель на жизнеспособность. Проект получил название «Вместе на помощь семье», и под него удалось «подтянуть» финансирование из благотворительного фонда CSS – порядка 4 миллионов рублей.
Заниматься воплощением проекта в жизнь будет Карельский фонд развития образования, уже имеющий богатый опыт просветительской деятельности.
В работе задействуют социально ориентированные общественные организации, образовательные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних. Будут отобраны и обучены специалисты, разработаны методики, подготовлен регламент оказания услуг и выявления семей, нуждающихся в кризисной помощи. Итогом работы должна стать модель, на основе которой можно будет развернуть работу новой службы.
А затем останется самое трудное: убедить власти в необходимости такой структуры и найти бюджетное финансирование.
Автор: МАКСИМ БЕРШТЕЙН
Фото: ЛЮДМИЛА КОРВЯКОВА
Источник: https://karel.mk.ru/